Избрание Обамы свидетельствует об историческом (в масштабах США) повороте. Независимо от того, плохо или хорошо относятся в мире к Обаме, есть два непреложных факта.
Первый. Само избрание афроамериканца президентом США. Прошло всего 50 лет с тех пор, когда излюбленный наш контраргумент в пропагандистской борьбе "А у вас негров вешают" имел под собой реальные основания. Чернокожих не обслуживали во многих магазинах и кафе, а их детей возили в школы на специальных автобусах. Даже 20 лет назад на человека, поверившего в саму возможность избрания негра президентом, посмотрели бы как на сумасшедшего. И прошедшие выборы стали свидетельством быстрого прогресса американского общества в освобождении от расовых предрассудков. И нам в России, даже многим левым, не мешало бы этому поучиться и вспомнить наше гордое "Мы — Советский народ!".
Второй. Только идиоты верят, что Обама — сторонник социализма, но считать, будто между ним и Маккейном нет никакой разницы, уж слишком просто. "Нам не все равно, какая фракция буржуазии стоит у власти!" (В.И.Ленин). Выступления Обамы символизируют общемировую тенденцию (ускоренную кризисом): прощание с догмами Адама Смита о "невидимой руке рынка", которая сама все отрегулирует в лучшем виде, о государстве как ночном стороже, которое не должно вмешиваться в экономику. Эпохе тэтчеризма и рейгономики пришел конец. Обама стал президентом потому, что постоянно обращался к низам, к массам трудящихся США, обещая им социальные программы, государственную поддержку и сокращение разрыва между богатыми и бедными. Захочет ли он, и, главное, сможет ли выполнить свои обещания, покажет ближайшее будущее, тем более что никаких угроз в адрес крупного капитала его речи не содержат. Но сам факт поворота от либерально-консервативного к социальному государству (пока еще на идеологическом уровне) бесспорен.
Теперь обратимся к событию, которое произошло в России в тот день, когда Америка выбрала Обаму. Дмитрий Медведев выступил с посланием Федеральному собранию.
Послание Медведева, конечно, требует "постатейного", подробного анализа. Но хотелось бы обратить внимание в первую очередь на то, что бросается в глаза сразу. Оно во многом схоже с "посланиями" Обамы. Те же обещания всеобщей благодати, почти те же слова о демократии.
Но спросите любого, что самое конкретное и самое важное из всего послания Медведева? И вам наверняка ответят: продление срока полномочий президента до шести лет. То есть дальнейшее усиление власти президента, увеличение дистанции между его действиями и их всенародной оценкой на выборах, укрепление пресловутой "вертикали". Все остальные меры по "совершенствованию" государственного управления, это лишь гарнир, в котором надо было спрятать главное. Такое уже было, когда отмена выборов губернаторов была "пристегнута", как деталь, к комплексу антитеррористических мер.
Еще о развитии демократии в послании сказано: "Мы не позволим разжигать социальную и межнациональную рознь, обманывать людей и вовлекать их в противоправные действия. Конституционный порядок и впредь будет обеспечиваться всеми законными средствами".
Но важнее все-таки то, что в послании президента нет ни слова о ликвидации варварского разрыва между доходами разных классов и социальных слоев, некоторого сокращения социальной дифференциации, снижения ее, хотя бы до американского уровня, тем более до среднеевропейского. Да и то, что говорится в послании о социальной сфере, не содержит ни одной конкретной меры. Так, общие цели и общие слова: "Все социальные гарантии должны быть предметом самого пристального внимания, повседневной работы и безусловной ответственности правительства России". Вот и все.
Несмотря на уже отмеченное сходство программных речей Обамы и Медведева, слова американского президент весьма значимы для миллионов рядовых тружеников, а вот слова Медведева отклика у населения не имели.