Редакция Каспаров.Ru предложила авторам сайта дать прогноз развития событий в стране. Предложение, прямо скажем, провокационное, потому как нет дела более неблагодарного, чем делать прогнозы. Будущее, к счастью, в большей степени непредсказуемо. А в России на самых разных уровнях — во власти, в экономике, в обществе — идут активные процессы, каждый из которых пока непонятно чем закончится и может сказаться на судьбе страны самым радикальным образом. Наступает время, когда от каждого человека может зависеть будущее страны. А ведь еще год назад ни от одного человека ничего не зависело.
В целом оснований для оптимистичных прогнозов практически нет. Для начала нужно проанализировать, что конкретно на разных уровнях происходит.
Власть
На уровне высшей власти нарастают противоречия между кремлевскими "кланами". Экономический кризис сам по себе уменьшил бюрократическую ренту раза в два. Плюс к этому нарастает давление "снизу" — власть вынуждена сохранять социальные расходы практически на прежнем уровне, а значит, меньше остается на себя и на поддержание близкого бизнеса. Так как привычка к хорошей жизни уже сформировалась, борьба за оставшиеся ресурсы будет ужесточаться. Некоторым людям нужно спасать от банкротства свои компании (а то и страну Исландию, где, по слухам, у кого-то из высокопоставленных чиновников "зависли" деньги). Также остается открытым вопрос: кого назначить виновным в кризисе? Ссылки на США хороши для телевизора, хотя и попахивают признанием в утрате суверенитета.
Судя по скупой информации, тандем "Путин-Медведев" уже не столь монолитен, как раньше, и "переформатирование" власти "под Медведева" вовсе не исключено.
Оно вполне может пройти в мирном формате, однако для многих исполнителей второго и третьего уровня это будет радикальной переменой в судьбе. Обратите внимание, какой крен в сторону кадровой политики делает Медведев. Готовится "кадровый резерв", который пока никуда не назначается, принимаются антикоррупционные законы. В силу ряда обстоятельств применение этих законов и смена старых кадров на новые не приведет к тому, что госаппарат станет честным и ответственным. Но вот к тому, что он станет лоялен лично Дмитрию Медведеву, — вполне. Если кто не помнит, Сталин победил Троцкого и Кирова не пулей и ледорубом, а расстановкой "своих" людей на ключевых позициях в аппарате.
Так или иначе подобное "переформатирование" может вызвать открытый раскол и появление "оппозиции", сложившейся из потерявших свое влияние чиновников, чего при Путине не допускалось.
На региональном и местном уровнях единство "ЕдРа" начинает трещать. Политики, которых согнали в эту партию, и раньше были не слишком довольны "единым стойлом". Но теперь бренд "Единой России" становится просто опасным на выборах. Мы видели, как в крупных городах кандидаты от партии власти чуть не "пролетели". А на мелком муниципальном уровне случаев поражений единороссов уже масса (в Иркутской области, например, из шести действующих мэров, поддержанных "ЕР", победил только один). Во Владивостоке местные единороссы отказались поддерживать меры правительства по ограничению ввоза подержанных иномарок. Для Приморья такая поддержка означала бы политическое самоубийство. Фракции "ЕР" в ряде крупных городов отрицательно отозвались об идее проводить выборы в горсоветы по партийным спискам, несмотря на то что эту идею продвигает центральное руководство партии. Если эта тенденция сохранится (а пока не видно причин, по которым она должна прерваться), "Единую Россию" ждут трудные выборы этой осенью.
Тем не менее Кремль пока будет контролировать ситуацию в стране.
Во-первых, он уже принимает эффективные полицейские меры. Во-вторых, сколько-нибудь значимой альтернативы нынешней власти нет. Голосовать на местных выборах по принципу "лишь бы против "ЕР" люди уже будут, а требовать полной смены режима пока нет. В будущем же полицейский контроль и "зачистка" предвыборного процесса радикализируют протесты, поэтому те механизмы, которые сегодня позволяют власти оставаться у руля, завтра могут выйти ей боком.
Экономика
С одной стороны, коллапса, наверно, не будет. С другой – быстрого выхода из кризиса тоже. Жизнь станет тяжелее, и все инфраструктурные проблемы, решение которых откладывалось "на потом", будут все большим грузом ложиться на экономику. В региональных бюджетах этого года практически исчезли такие статьи, как строительство дорог и капитальный ремонт. Все на социалку, за исключением нескольких "антикризисных" направлений, явно прикрывающих распил выделенных денег.
Кризис вскрыл истинную сущность большей части нашего бизнеса. Его основу составляли: использование природной ренты, распил бюджетных денег, кредитная пирамида, искусственно созданное монопольное положение на рынке. Никакой инновационной экономики создано не было, малый бизнес почти умерщвлен. Плюс к этому катастрофа в кадровой сфере – высшая школа полностью превратилась в институт "социализации" молодежи по формуле "преврати молодых людей в овощи за счет их родителей". Это гениально с точки зрения "сохранения стабильности" сегодня, но обрекает экономику на жалкое существование в будущем.
Есть и хорошая новость. Хотя мясом мы себя обеспечить не можем, но зерна на прокорм населения нам всегда хватит. Голода в прямом смысле этого слова не ожидается. Правда, вместо нехватки продовольствия население могут "достать" тарифами ЖКХ. Во многих регионах плата за коммунальные услуги уже практически сравнялась с величиной зарплат и превысила размер пенсии. Нашему бизнесу вообще несвойственно снижать один раз поднявшиеся цены. Круче всего логика у монополистов-энергетиков: каждый год повышали, народ терпел, и теперь повысим — переживут.
Кредит в России возродится не скоро. Все, кто был способен залезть в долговую кабалу по неразумности, это уже сделал, и платежеспособными станут теперь не скоро. Для справки: большинство крестьян стали крепостными из-за своих займов, которые не могли отдать. Кто был разумен, тот и раньше не занимал, и теперь не станет.
Все антикризисные меры правительства в данный момент сводятся к тому, что неудачи банкиров и олигархов перекладывают на плечи бюджета
(а делиться личными доходами, виллами и яхтами они, конечно, не спешат). И эти меры не решают главную проблему, из-за которой разразился кризис, – безответственность участников экономического процесса и стремление жить с оборота, а не с прибыли. Кризис окажет оздоровительное влияние на экономику, но скорее вопреки стараниям правительства. Просто люди станут осторожнее и перестанут доверять свои деньги кому попало.
Общество и оппозиция
Процесс политизации общества растет куда быстрее, чем готовность оппозиции предложить конструктивную альтернативу существующему порядку.
К сожалению, оппозиция не предлагает менять порядок, она предлагает просто занять место действующей власти.
Процесс критического осмысления существующей реальности в обществе происходит лавинообразно. Любая политическая сила похожа на пирамиду. На самом верху активисты, постоянно живущие в политике, пониже – добровольцы, им помогающие время от времени, еще пониже – те, кто иногда выходит на митинг или пикет, а в самом низу те, кто готов подписаться или проголосовать, но не более. Если до недавнего времени "пирамида" оппозиции была куцая и без основания (несколько "верхушек" болтались в воздухе), то теперь "низ" уже существенно превышает "верх", но они не стыкуются друг с другом. Поднимающие голову "низы" вовсе не хотят признавать своими лидерами существующих "профессиональных" оппозиционеров. Удастся ли оппозиции предложить что-то внятное растущему "низу", или он сам вырастит себе "голову", и что вообще из этого получится, сегодня совершенно непонятно. Но в обозримом будущем можно ожидать существенного обновления лидеров оппозиции.
К сожалению, свойства нашего общества и наших активистов таковы, что нужно ожидать быстрого включения новых лидеров в коррумпированную систему. Сначала она будет пытаться их "давить", потом – покупать. Не мытьем, так катанием.
Если вдруг в ближайшее время начнутся массовые выступления и произойдет смена режима, то пришедшая к власти "новая волна" очень быстро переродится и перессорится.
Это может привести к дестабилизации и очередному витку кризиса, как на Украине.
Но возможны и позитивные перемены. Нельзя полностью исключать вероятность того, что действующая власть мобилизуется и попытается навести элементарный порядок (не полицейский, а нормальный), либо, как предрекает Михаил Делягин, внутри нее произойдет переворот, и у руля страны встанет "третий эшелон", который будет жить под лозунгом "чтоб такого больше никогда не повторилось".
Что касается "перемен снизу", то и оттуда может сформироваться что-то новое. Дело в том, что "новая оппозиция" прорастает на фоне полного пессимизма – она неромантична, никому не верит и не доверяет. Имея двадцатилетний негативный опыт, люди с большой осторожностью относятся к политике. В этой осторожности и кроется надежда на то, что в этот раз удастся пройти мимо волчих ям и хитроумных ловушек, расставленных на путях любой новой оппозиции. Но предсказать, что из этого получится, невозможно, потому что это зависит и от нас с вами.
Вы можете оставить свои комментарии здесь