Примером такой дискуссии может служить развернувшееся в прессе обсуждение заведомо абсурдного вопроса о необходимости сохранения в современной российской армии портянок.
Еще совсем недавно было трудно себе представить, что во втором десятилетии третьего тысячелетия такие диспуты вообще возможны.
Оказалось, возможны. Охваченная псевдопатриотической квасной истерией часть общества охотно заговорила об "исконно русских традициях", начисто забыв о своих собственных сегодняшних нуждах и потребностях.
Что, собственно, и было нужно кремлевским кукловодам.
Более продвинутой аудитории адресована искусственная шумиха вокруг пресловутых дел о коррупции в "Оборонсервисе" и окружении бывшего министра обороны.
Показательно, что, помимо невнятных телевизионных репортажей (а мы прекрасно знаем цену этим репортажам), обществу не было представлено конкретных доказательств совершенных преступлений. Из чего можно сделать вывод, что вина чиновников как минимум не доказана. Однако даже просвещенной части общества не нужно доказательств. Народ требует крови. Которая, пусть даже и в откровенно искусственном виде, была ему предоставлена. Причем, предоставлена услужливо и вовремя.
Как бы то ни было, в определенной степени политтехнологи добились своего. Публика обсуждает, в основном, проблемы портянок и воровства в высших сферах, не обращая при этом никакого внимания, например, на появившиеся публикации о необходимости увеличения срока службы по призыву.
Между тем в последнее время таких публикаций становится все больше, и тон их приобретает откровенно агрессивную окраску.
В качестве аргументов сторонники позиции увеличения срока службы по призыву называют демографическую яму, в которую стремительно погружается Россия, недостаточное финансирование армии, не позволяющее осуществить полный переход на контрактную службу и, на минуточку, нежелание значительной части россиян служить в вооруженных силах.
Доводы, как видим, достаточно любопытные. Особенно в части недостаточного финансирования. Чтобы оценить, так сказать, пикантность этого аргумента,
достаточно вспомнить те гигантские суммы, которые в последние годы "вбухиваются" в российскую оборонку. Даже проправительственные эксперты нехотя признают, что за такие деньги можно было бы содержать не одну, а несколько контрактных армий, подобных российской.
Видимо, сознавая шаткость своих аргументов, авторы подобных статей часто прибегают к главному доводу — мнению народа.
Оказывается, народ очень хочет служить, и служить как можно дольше. Это, правда, не вполне соответствует "аргументу номер три" за увеличение срока службы, зато в тексте смотрится весьма эффектно.
Согласно данным опроса, проведенного ресурсом "Военное обозрение", против увеличения срока службы по призыву высказались только 16 процентов опрошенных. Зато 21 процент заявил, что служить следует полтора года, а 46 процентов вообще поддержали идею возвращения к двухгодичному сроку службы.
Интересно, почему только авторы опроса не включили в анкеты сроки службы, скажем, в пять, десять или пятнадцать лет? Может быть, кто-то из нашей патриотичной аудитории тоже посчитал бы это возвратом к исконно русским традициям и проголосовал бы за возвращение к двадцатипятилетней рекрутчине?
Примерно такой же, кстати, вывод, основанный на русских традициях, делают и авторы подобных статей и опросов. Они прямо пишут, что "год службы для самого призывника — это, конечно, неплохо, но пока сама российская действительность выступает против этого".
Отсюда следует только то, что срок службы по призыву нужно как можно скорее увеличить.
Фраза насчет "российской действительности" очень хороша. Мы ее обязательно запомним. Пока же обратим внимание на то, что новое Министерство обороны наряду с патриотичными журналистами также озаботилось проблемой быстрейшего наполнения армейских рядов дешевой рабской рабочей силой.
Данное определение мы подробнее объясним чуть позже. Сейчас я предлагаю подробнее ознакомиться с тем, как военные чиновники собираются решить эту проблему.
Теперь предлагается призывать в армию граждан, уже отслуживших в армиях других государств. Об этом говорится в представленном Министерством обороны законопроекте и пояснительной записке к нему.
Тут необходимо небольшое пояснение. До сих пор в российскую армию не призывали граждан, которые по тем или иным причинам уже отслужили в зарубежных армиях. Чаще всего это напрямую касалось наших бывших соотечественников, принявших российское гражданство, но уже отслуживших в армиях своих, ныне независимых государств — Армении, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Молдавии и других.
Встречались, правда, и более экзотичные варианты. Известно, например, что только в Печерском районе Псковской области более половины жителей имеют наряду с российским гражданство соседней Эстонии. Поэтому до недавнего времени среди молодых людей здесь было принято добровольно поступать на службу в эстонскую армию, с тем чтобы потом по действующим российским законам получить освобождение от службы в армии российской.
Наконец, значительно реже, но все же встречаются случаи, когда российское гражданство принимают юноши из дальнего зарубежья, отслужившие в армиях Германии, Канады, Австралии или других государств. Они также, естественно, освобождались от призыва в российскую армию.
Теперь ситуация может измениться в принципе. Молодым людям с немецким, эстонским или азербайджанским военными билетами в кармане придется отправляться в казармы наравне со своими российскими сверстниками.
Правозащитная общественность после публикации законопроекта попробовала робко забить тревогу. Дескать, молодежь, если и едет в Россию, то не служить в армии, а работать по специальности, причем, как правило, по специальности современной и востребованной. В случае принятия такого закона жидкий ручеек желающих получить российское гражданство может пересохнуть совсем. Тем более что таковых и так немного. По данным того же сайта "Военное обозрение", за последний год российское гражданство приняли всего две тысячи жителей стран Балтии (несмотря на якобы ужасные условия жизни там для русскоязычных), три тысячи бывших подданных Китая и почти две тысячи жителей Германии.
Это, между прочим, по сравнению с тем, что российское гражданство за тот же период приняли 30 тысяч бывших граждан Узбекистана, 20 тысяч — Киргизии и 15 тысяч бывших граждан Армении. Что же касается граждан стран дальнего зарубежья (кроме Балтии, Германии и Китая), то тут количество соискателей российского гражданства исчисляется и вовсе десятками, если не единицами.
Самое любопытное заключается в том, что ничего исключительного в данном законопроекте нет. Аналогичная норма содержится, скажем, в законодательстве Израиля. В этой стране также новоиспеченный гражданин обязан отслужить в местной армии вне зависимости от своих военных заслуг в прошлом. Любопытное тут заключается в другом — в ответе Министерства обороны. Комментируя возникшие подозрения по поводу возможного уменьшения числа желающих переехать в Россию, анонимный чиновник министерства простодушно заявил, что, дескать, и не надо нам увеличения числа приезжих! Не нужно нам новых граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов. По мнению разработчиков, такой закон может стать еще одним естественным ограничителем роста иммиграции.
Допустим. Но еще более удивительным оказался следующий довод того же армейского чиновника. На условиях, как уже говорилось анонимности, было сказано, что
призывать новых граждан нужно потому, что "условия службы в большинстве зарубежных армий объективно легче условий службы в армии российской". Поэтому якобы служба в зарубежной армии полноценной армейской службой, с точки зрения наших генералов, считаться не может.
Вот она где собака зарыта! Настоящим россиянином никак невозможно стать, не познав "прелестей" казармы и ужасов дедовщины, не испытав унижения перед начальством. Настоящий русский должен всегда помнить, что армейская служба (как, впрочем, и всякая другая служба в России) является отнюдь не почетным долгом, а каторгой, которую должен пройти каждый, считающий себя россиянином.
Ведь, как говорят в нашем народе, от сумы и от тюрьмы зарекаться не следует. Поговорка, аналогов которой, кстати, нет в фольклоре ни одного народа мира.
Стало быть, теперь наряду с российским паспортом молодому соискателю (Депардье не в счет) будут вручать в качестве награды вонючую портянку и льготную путевку в казарму. Как правило, отнюдь не ближайшую.
Вот требование "российской действительности"! Оно заключается в том, что даже в наше время державе, претендующей на звание великой, от принудительно рабского труда никак не обойтись.
Кому-то эта "традиция", возможно, окажется в радость. Понятно, что с такой точки зрения портянки приобретают, можно сказать, стратегическое значение чуть ли не символа российского духа. По этому пути мы вскоре действительно можем дойти до возвращения к рекрутскому набору и увеличения срока службы до пары десятилетий.
Однако, как кажется здравомыслящим людям, такое развитие событий может понравиться все же немногим. Разве что только не вполне вменяемым господам в полковничьих шинелях, которые настолько привязаны душой к портянкам, что предпочитают заворачивать в них грудных младенцев.
Остальные же россияне прекрасно понимают, что в двадцать первом веке России с лаптями, косоворотками, портянками, да и в целом с призывной армией делать нечего.
Вы можете оставить свои комментарии здесь
Юрий Гладыш
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter