У нашей правящей группы и ее пиарщиков и политтехнологов всегда находятся убедительные, железобетонные, на их взгляд, аргументы против политических конкурентов.
Вот и для Навального подобран пропагандистский набор обвинений и сожалений.
Основной упор будет, как я понимаю, делаться даже не на то, что он Йельский студент, а на то, что он не имеет управленческого опыта.
Одна мысль, кстати, противоречит другой.
Ведь если он агент влияния и вообще пятая колонна, но плохой менеджер, то на него можно просто забить, не обращать внимания. Ибо плохой управленец не сможет хорошо выполнить заказ своих хозяев. Не получится. И выборы он ни за что не выиграет. А если выиграет, то ощутимого вреда нанести не сможет — он ведь организатор никакой.
Но пропаганда принципиально алогична. Она обращена к чувствам.
Послушайте Жириновского, и вы поймете, что мастерство общения с народом — вовсе не в правильности и последовательности мыслей. Нужно уметь производить эффект. В этом смысле, кстати, тезис об управленческой неспособности — не самый богатый. Но что есть — то есть.
Так вот, об управленческом гении наших руководителей. Вы верите в то, что Путин, Медведев, Собянин, Лужков, Воробьев — выдающиеся управленцы? Вы помните школу управления, пройденную Путиным и Медведевым?
Чем управлял Путин до того, как стал заместителем Собчака? Медведев, до того, как возглавил администрацию президента? Зато мы знаем великих мастеров управления, прошедших советскую школу — Горбачева, Ельцина, членов ГКЧП типа Янаева, Пуго, Крючкова и прочих выдающихся государственных менеджеров. Они, кажется, проходили все ступеньки.
Политик вовсе не должен быть докой в хозяйстве города или государства. Для этого есть соответствующие департаменты, министерства и целая когорта специалистов, простых и ведущих, вплоть до заместителей всевозможных начальников. Если бы это было так, политики и политиков просто не было бы.
Опыта управленца, городского или государственного менеджера можно набраться только на чиновничьей работе. Положения о том, что политиком можно стать только по истечении определенного количества лет, проведенных на госслужбе, нет ни в одной стране.
Политик должен уметь общаться и договариваться. Политик не управляет хозяйством, он управляет людьми. И в этом смысле Навальный, конечно, кое-чего достиг.
Он собрал людей в свои проекты, РосПил и другие. Он стал знаменем большой части протестного эдвижения. Он собрал людей в Координационный совет оппозиции. Можно сколько угодно смеяться над этим странным органом не пойми чего, но обеспечить общение и взаимодействие таких разных политиков, как социалисты-этатисты, националисты и либеральные демократы на постоянной основе под одной крышей многого стоит.
Особенно с учетом того, что это не орган власти, куда люди ходят на работу, имея за это реальные деньги и влияние.
Да, протестное движение спало. Но оно все еще существует. Да, протестное движение после политической реформы Медведева ничего больше не достигло. Но тут уже в действие вступают причины другого порядка — есть реальные и выдуманные социальные и политические проблемы, есть текущий уровень самосознания граждан, есть объективный уровень интереса к тем или иным идеям, есть ограничения, накладываемые характером существующих институтов, есть серьезное давление со стороны властей всех типов и уровней. То, что, несмотря на все это, какое-то оппозиционное протестное движение до сих пор живо — заслуга, в том числе, и Навального. А может быть, и преимущественно Навального.
Политик не может и не должен быть технических управленцем. А у должности мэра Москвы есть обе стороны — и политическая, и техническая, хозяйственная. Вот только делать вид, что нормально только одно - когда мэр города занят хозяйством города — не надо.
Это — одна из линий защиты правящей группы: мэр и губернатор — хозяйственники, сенаторы — беспартийные блюстители государственного интереса, президент — лидер всех россиян.
Так не бывает.
Верхушка государственного управления — это всегда политики. А политики обязательно представляют только одну из возможных программ. Они всегда — одна из частей политического спектра. Отсюда и слова партия. Отсюда и партийный принцип организации политической жизни. В тех государствах, где манипуляциям очередной правящей группы давно положен предел.
Мне, между прочим, совсем не хочется защищать Навального. Мне очень многое не нравится в действиях правящей группы. Но и в деятельности, лозунгах и политическом дискурсе, который навязывает обществу Навальный, мне тоже не нравится очень и очень многое. Я считаю, что примитивизация политики, которую предлагает Навальный, вредна и даже опасна.
Я против популистов.
Но я за объективность.
Навального можно обвинять во многом, но вовсе не в том, что навязывается в качестве главного аргумента против его возможного мэрства в городе Москве.
! Орфография и стилистика автора сохранены