Конечно, амнистия не выполнила всерьез ни одной из тех целей, которые перед ней стоило ставить.
Она не освободила большинство политзаключенных. Причем не только Данилу Константинова и Алексея Пичугина, которых сложно было бы освободить с помощью амнистии, но и тех, кого вполне можно было.
Вопиющим образом за бортом амнистии осталась 318-я статья, которая является самым простым, а в последнее время и самым популярным инструментом политических репрессий (Болотное дело, Череповский, Лаврешина, Доможиров и т.д.) Чего стоит полицейскому сказать, что его схватили, дернули, толкнули безо всяких следов, а когда слово активиста против слова полицейского, понятно, чьи показания суд сочтет заслуживающими доверия.
За то, что среди трех статей, вошедших в амнистию, оказалась 213-я (хулиганство), думаю, мы должны благодарить GreenPeace. Надо же было как-то избавиться от 30-ти ее активистов до Олимпиады. Но даже и по ч. 2 и ч.3 212-й и по 213-й, вошедшим в амнистию, введено несправедливое и наглое ограничение: при наличии еще одной статьи из списка "запретных" (а это и ч.1 ст.212 и ст.318) амнистия не применяется совсем, даже к тем статьям, на которые она распространяется.
Амнистия не выпустила на волю большую часть из десятков тысяч незаконно и несправедливо осужденных, которые не были никакими активистами, а просто случайно попали в жернова российской правоохранительной системы, знающей только обвинительные приговоры.
Наконец, амнистия не дала ни малейшего шанса большинству осужденных, здоровым совершеннолетним мужчинам до 60 лет, не являющимся ветеранами боевых действий и осужденных не за хулиганство, массовые беспорядки и нарушение ПДД. Пребывание едва ли не большинства из них в российских колониях не нужно обществу, а лишь калечит тела и души. Исправить кого бы то ни было российская тюрьма не способна.
И, тем не менее, освобождение политзаключенных, даже их части, — безусловное благо. Я поздравляю Машу Баронову, Владимира Акименкова, Леонида Ковязина, Николая Кавказского, вырвавшихся из под карательного пресса благодаря амнистии, поздравляю Михаила Ходорковского, одновременно получившего помилование, всех, кто будет амнистирован по принятому постановлению.
Политзаключенных стало меньше. Но тем тяжелее, кто остался за решеткой. Тем больше внимания необходимо уделить им.
Одна из таких возможностей — акция "Новогодняя почта РосУзника", которая пройдет 22 декабря. На ней можно будет поздравить узников с Новым годом, написать им свои пожелания. В Москве на акции около памятника Лермонтову выступят литераторы, поэты, публицисты, журналисты.
Приходите!
Сегодня в 14:00
Москва, Красные ворота, площадь Лермонтова
! Орфография и стилистика автора сохранены