"В ход пошли гранаты. Гражданскую войну заказывали? Но ведь логика понятна: сначала парламент с их дурацким термидором, потом гранаты", — пишет Сергей Митрофанов.
"Драматические события в Киеве, спровоцированные принятием драконовских законов против граждан Украины, не оставляют выбора. Только переговоры власти и оппозиции могут остановить дальнейшее кровопролитие и хаос. Распад Украины и гражданская война никому не нужны, кроме провокаторов", — считает Борис Немцов.
"Про события в Киеве: 1) пакет "антиэкстремистских" законов, принятый Верховной Радой в четверг, спровоцировал ситуацию, в которой уместно говорить о "праве народа на восстание", — пишет Денис Билунов. — Ответственность за эскалацию насилия должен нести Янукович — у него были все возможности найти компромисс, сесть за "круглый стол" (о котором он говорит теперь, в эти ночные часы, пока "Беркут" воюет с народом на улицах города) 2) речь вовсе не идет о конфликте между Западной и Восточной Украиной, суть проблемы — в неэффективном и безнадежно устаревшем постсоветском формате власти, который одинаково отвратителен жителям и Львова, и Одессы, и Харькова (а также, в общем, и Минска, и Екатеринбурга, и Новосибирска, и Владивостока) 3) лозунг европейской интеграции в этом смысле не имеет практически никакого отношения ни к брюссельскому бюрократическому монстру, ни тем более к неоконам-атлантистам. Европейский выбор украинцев, белорусов и русских — это прежде всего наше естественное стремление к современному и эффективному общественному устройству как-то так".
"Объективно киевские события — это восстание не "за" Европу, а против путинского марша в средневековье, — пишет Дмитрий Якушев. — Любому сознательному человеку, русскому патриоту и уж, конечно, коммунисту было бы странно не сочувствовать и не желать победы киевскому Майдану. В противном случае мы все очень скорого окажемся в концлагере под присмотром религиозной полиции".
Схожей точки зрения придерживается и Валерий Федотов: "Если нынешняя "атака отчаяния" протестующих окончится ничем, и Янукович продолжит закручивание гаек на российский, а то и белорусский манер, нас будет ждать укрепление авторитарных режимов по всему миру: от Юго-Восточной Азии до Южной Америки, от постсоветских до арабских стран. Информация в современном мире распространяется быстро, и, глядя на Украину, все осознают: на самом деле власть может не опасаться даже миллиона недовольных в центре столицы. Подавить можно всех.
Если же, наоборот, сегодняшние киевские беспорядки перерастут в полномасштабную революцию, в ближайшие годы мир будет ждать эпоха коктейлей Молотова и бейсбольных бит. Пока, мол, на Майдане стояли мирно, ничего у них не получалось. А как только перешли к решительным действиям, власть дрогнула. Вот, как надо действовать, значит. Не могу даже понять, какой из двух вариантов меня не устраивает больше".
"Что до собственного мнения, то меня устраивает вариант, в котором у диктаторских, бандитских и полицейских государств будущего просто не будет. Никакого. Как у египетских фараонов или испанской инквизиции. И шаги к этому предпринимаются", — пишет Егор Седов.
"Вот это и есть настоящий УРБАНИЗМ. Вот это и есть — городская культура. А не плитка, фигитка, семинары в "Стрелке" и *** велосипеды. Извините", — комментирует Дмитрий Ольшанский.
"В Киеве пауза: кому теперь отвечать за разбитые горшки? Каждая из сторон получила то чего ей не хватало, и обе не знают, как разыграть свои карты — слишком горячо", — считает Глеб Павловский.
"То, что сейчас происходит в Киеве — ужасно, — пишет Ольга Кортунова. — Но нашим полицаям, которые так любят разгонять протесты, бить людей дубинками и таскать в автозаки я очень сильно советую внимательно присмотреться на кого сейчас направлена волна народной ненависти и кого начнет мочить толпа, если что, самыми первыми. Просто задумайтесь, прежде чем в следующий раз выполнять преступные приказы. Посмотрите и задумайтесь.
Чувствуется, что в мировых новостях едва найдется 15 сек., что бы показать многомиллиардное открытие олимпиады в Сочи в перерыве между трансляцией событий в Киеве. Все к тому идет".
"Каждый раз, когда беркутовцы, избивавшие жестоко, в кровь, мирных людей и журналистов, ползут в панике от возмущенного народа, ко мне оборачивается кто-то из моих оппонентов и говорит — ну вот, вот что можем мы, а что может твое ненасилие? — пишет Олег Козырев. — Действительно,
такие смелые против студентов с гитарами, силовики щемятся по щелям, когда встречают простого мужика в оранжевой каске.
Каждый раз, когда сгорает автозак, в котором раньше избивали задержанных, я вижу этот взгляд оппонентов — ну вот, еще одной машиной пыток меньше, что может ответить на это твое ненасилие?
Каждый раз, когда запуганный диктатор начинает выбрасывать белый флаг и просить о переговорах, мои оппоненты вновь смотрят на меня и спрашивают — ну чем ты ответишь? Цветочками-ленточками-улыбками?
Не буду говорить, что в такие дни легко отвечать. Слишком сильна ярость народа и слишком лоснятся жирные морды циничных диктаторов.
И все же, когда первые беркутовцы сложат щиты на землю, когда омоновцы откажутся выполнять преступные приказы, когда военные опустят ружья и стянут рядом с мирными протестующими. Вот в такие дни, я думаю, найдутся какие-то слова и у меня. А такие дни обязательно будут. Я их видел в 1991. Увижу и еще".
"В таких нервных ситуациях в окружении лидера всегда находятся люди, которые говорят, что могут решить проблемы "одним танковым полком", "надо один раз показать силу" и т.п. О том, что с помощью танкового полка трудно управлять страной, эти люди не думают, но даже это не важно, — пишет Константин Сонин. — Опыт ХХ века показывает, что способность жестко применять силу вовсе не обеспечивает выигрыша (см. Дювалье, Ж.-К.; Маркос, Ф.; Сухарто, Ф. и другие).
Если делать какой-то прогноз — президентство Януковича уже, считай закончилось. Это плохо, потому что Янукович был выбран президентом на конкурентных демократических выборах. Ему эта победа, очевидно, казалась недостаточной — уже суд на Тимошенко был катастрофической политической ошибкой (понятно, что если проигравший выборы кандидат сидит в тюрьме — по какой бы то ни было причине — эту страну никто не воспринимает как демократическую), а принятие позавчера "чрезвычайных законов" — идиотизмом, не поддающимся никакому рациональному объяснению.
И, боюсь, политическая стабильность разрушена надолго — понятно, что в такой стране, как Украина, любой лидер будет балансировать интересы двух половин и, значит, будет очень чувствителен к атакам с обоих флангов. (Только что мы рисовали картинки для чисто теоретической модели такого развития событий в Египте…) А сегодняшние события "задают планку" для таких атак.
Почему я думаю, что Януковичу конец? Может кто-нибудь припомнить лидера страны, которой бы пережил столкновения и последствия (если Янукович победит, будут же суды над теми, кто бросал зажигательную смесь в омоновцев и т.п.) такого масштаба?
Сразу приходит в голову разве что Хафез Асад. Правильно, но чтобы принять аналогию, нужно посчитать, что Украина — это Сирия. А она, очевидно, нет".
"Дарю вам правило политики: переговоры с бандитами всегда выгодны ТОЛЬКО бандитам. Они всегда вас обманут разными словечками и обещаниями, чтобы оттянуть время, сбить накал протеста и всех пересажать. Так что — делайте все без соплей, а затем трибунал: под корень всю систему — с родственниками и проституированной прессой", — считает Евгений Понасенков.
Дмитрий Разин
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter