Это переломный исторический момент и не надо думать, что эти события связаны только с историей Навального, с его возвращением, арестом, с расследованиями, с протестами против ареста. Тут многие отметились выступлениями: ах, зачем так доводить власть, она в ответ будет закручивать гайки, может быть вообще не надо ее трогать. Целее будем, такая логика. Я давно и много пишу про то, что после совершенного Путиным антиконституционного государственного переворота в первую половину 2020 года, неизбежно ускорится процесс уничтожения остатков демократических свобод, этих политических, гибридных "обшивок". Все-таки до недавнего времени на режиме они как-то сохранялись, хотя выглядели как на бегемоте бантик.

Но, тем не менее, какие-то легальные возможности для оппозиции очень урезанные, очень унизительные, все-таки сохранялись. Я давно пишу о том, что и эти последние возможности сейчас будут стремиться отобрать. Т.е. происходит естественная эволюция режима, момент его трансформации в режим откровенно негибридный, я бы так сказал. Потому что тут можно спорить, это жестко авторитарный режим, или это тоталитарный режим, или это авторитарный режим с чертами тоталитарного.

Об этом всем уже можно спорить в рамках научной дискуссии. Но то, что тех легальных возможностей, которые все-таки сохранялись до путинского переворота до 2020 года, эти легальные возможности будут утеряны - это для меня несомненно. И то, что поводом для дальнейшего ужесточения послужила история с Навальным, протесты против его преследования, это абсолютно не решающий фактор. Все что угодно могло для этого послужить. Поэтому не надо бояться того, что это мы даем какой-то повод для власти закручивать гайки. Это абсолютно неотвратимый процесс эволюции путинского режима. И единственный шанс на то, что этот процесс будет остановлен, это все-таки то, что эта машина сломается, наткнувшись где-то на серьезное сопротивление.

Я, например, уверен, что если бы в России сопротивление достигло беларусского уровня, массовости, при этом оставаясь мирным, ненасильственным протестом, то дни режима были бы сочтены. Просто протест в России далеко еще такого уровня не достиг.

Почему удержался пока что режим Лукашенко? Почему не начала крошиться та система, которая и обеспечивала принуждение общества к покорности этому режиму? Она состоит не только из силовиков, не только из карателей, которые разгоняют, бьют, издеваются в изоляторах над людьми. Она из очень многих людей состоит. Например, из ректоров, которые принуждают молчать своих преподавателей и принуждают их принуждать молчать своих студентов и т.д.

Это очень широко распределенная система принуждения. Почему она не начала крошиться, не рассыпалась? Потому что за спиной лукашенсковских карателей незримо стояли заградотряды из карателей Путина. У него был в этом плане неограниченный ресурс. Любой садист, издевавшийся над задержанными в изоляторе на Окрестина, просто твердо был уверен, что ему за это ничего не будет, потому что как бы ни рассыпался режим, его всегда поддержат из Москвы и он удержится. Если бы не это чувство безнаказанности тех же силовиков беларусских, они бы давным-давно сложили бы свои дубинки к ногам протестующих. Я в этом совершенно уверен.

Александр Скобов, Форум свободной России

YouTube

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter