Продолжение. Начало: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Национальная идея как методология исторического анализа.
Пришло время продолжить анализ понятия "Русская идея". В начале книги я писал, что Р.И. возникает как сверхценность и главный интегратор, объединяющий разные племена и преобразующий их в единый народ. Русская идея, или Российская идея, или Российская система ценностей (все это синонимы), включала четыре составляющих — православие, собирание земель, общинный коллективизм. Четвертый важнейший элемент, который совпадает у всех народов, — родной язык.
А теперь наш по возможности живой стиль изложения придется ненадолго прервать. Необходимо сформулировать точное, научное (да не пугайтесь), но достаточно понятное описание и определение главного термина...
Русская идея — это совокупность исходных, фундаментальных ценностей, которые сформировали данный народ, ценностей специфичных и отличающих данный народ от других народов.
Р.И. — это ценности и правила, существующие объективно, независимо от того, известны они каждому их носителю или нет (здесь ситуация похожа на правила грамматики. Скажем, правила спряжения глагола в изъявительном наклонении — Вы их помните? Я — нет. Но мы же их соблюдаем, говорим и пишем правильно...). Национальная идея объективна потому, что ее нельзя выдумать, но ее можно и нужно выявить.
Р.И. существует продолжительное время, она устойчива, она передается из поколения в поколение.
Р.И. — это не узкоэтническая, а общенациональная, общероссийская идея (в таком же смысле мы говорим "национальная безопасность" или "национальная сборная", имея в виду общероссийскую, а не чисто русскую безопасность и сборную).
Знание содержания национальной идеи позволяет понять и объективно "измерить и оценить" пройденный данным народом исторический путь. Русская идея может служить надежным измерителем и оценщиком российского пути, она позволяет устанавливать, в чем наши общенациональные успехи и в чем — просчеты. Также она позволяет прогнозировать и определять основные ориентиры нашего будущего маршрута.
И еще. Утрата национальной идеи, или отказ от нее, или навязывание стране неких искусственных правил, выдаваемых за национальную идею, ведет к неизбежному краху этой навязанной идеи, к национальным травмам и утратам либо к краху и распаду и навязанной идеи, и объединяемого ею общества. Искусственно навязанные правила, выдаваемые за "национальную идею", ведут страну в кризис и в цивилизационный тупик.
Проходя свой маршрут, сталкиваясь с разного рода глобальными и внутренними вызовами, государство и образовавший его народ развивают и модернизируют свою национальную идею.
Сложно? Согласен, но в науке не все удается объяснить на пальцах. Сумеете сформулировать проще — напишите, в следующее издание книги я ваш вариант включу. Но повторю главное — наша задача не в том, чтобы заучивать трудные дефиниции, наша задача — их понять, использовать и применять, к чему мы вот-вот перейдем.
Но тут я слышу голос другого читателя... Вы, напротив, никаких сложностей не заметили? Заинтересовались и хотите покопаться в теме основательней? Хотите узнать, как именно можно выявить содержание Русской идеи? Пожалуйста, тогда рекомендую мою книгу "Российская идея". Она вышла в Москве в 2012 году, правда, предупреждаю — она "толстая", в ней 500 страниц...
* * *
Итак, разобравшись в содержании понятия "нацидея", мы, и это главное (!), получили инструмент для ответа на вопрос — что же и почему происходило в России в 1917 году? Именно в этот период, на стыке 19-го и 20-го веков, у нас разразился кризис традиционных правил, кризис нашей нацидеи и идентичности.
Собирание земель себя исчерпало, об этом я уже подробно писал. Поэтому страна переходила от количественного роста к философии качественного развития.
Община стала тормозом для развития агросектора. Поэтому страна вышла на путь Столыпинской реформы.
Но особенно глубоким и значимым оказался кризис веры... Россия теряла Бога, а если Бога нет — все дозволено, предупреждал наш провидец Ф.М. Достоевский...
О кризисе веры — подробней.
Много столетий наш народ жил по принципу — Бог есть мера всех вещей и отношений. Почему особую роль в нашей культуре играла мораль (почитайте сказки, почитайте пословицы) — да потому, что в Библии сказано — чти отца, чти мать... Зачем надо было соблюдать правовые нормы? В Библии и об этом написано — не убий, не укради...
"А власть-то здесь при чем?" — спрашивает читатель.
Отвечаю — император не просто сын и наследник предыдущего монарха... При вступлении на престол будущий император проходил специальную процедуру Богопомазания. Таким образом, он принимал на себя особую ответственность за Россию перед Творцом и получал особые права... А вот если Бога нет?.. Когда в конце 19-го века в стране появились атеисты и нигилисты, появились и бомбисты, и террористы. Для тех, у кого бога нет, император лишался всякой сакральности... Для той, меньшей, но очень активной и агрессивной части общества, которая отказывалась от веры, традиционная власть в России, вместе с утратой ее религиозной основы, теряла и ее законность!
Пророческое предупреждение Ф.М. Достоевского Россия услышала. Ответом на него и стала Февральская революция. Главная цель Февраля была вовсе не в переходе на 8-часовой рабочий день, не в отмене цензуры (во время войны!), не в освобождении горстки политзаключенных... Все это произошло бы и без Февраля, произошло бы после окончания войны, о чем предупреждал Николай II. Главная цель Революции заключалась в переходе государства от политической системы, где власть рассматривается как данная Богом, к политической системе, где власть принадлежит народу, т.е. в переходе к демократии. Февраль провозгласил свой главный лозунг — власть свободно избранному Российскому Учредительному собранию. По Февральскому маршруту страна шла к всеобщим, прямым, равным и тайным выборам, назначенным сначала на октябрь, а позднее перенесенным — на 12 ноября.
И еще одно небольшое отступление. Официальные историки недавно предложили ввести термин "Великая русская революция", объединяющий Февраль и Октябрь. Правда, они почему-то "не заметили", что главная цель Февраля — свободные выборы и созыв Учредительного собрания, а главная цель Октября — разгон Учредительного собрания и запрет свободных выборов!
* * *
Между тем в апреле 1917 года в Россию из Швейцарии — сделав остановку и проведя важные переговоры в воюющей с нами Германии — вернулся Владимир Ленин. Лидер большевиков поставил перед своими единомышленниками совсем другие цели... Если бы Временное Правительство успешно завершило войну с германцами, а события уверенно двигались именно в этом направлении, большевики бесследно исчезли бы из российского политического пространства. Поэтому Ленин стремился решить двойную задачу. Во-первых, сделать все возможное, чтобы не допустить победного завершения войны. (За два года до возвращения Ленин выдвинул предательский лозунг "за поражение своего правительства в войне".) Лидер большевиков, ставший одновременно руководителем немецкой шпионской резидентуры в России, делал все возможное для поражения правительства Керенского.
С первой задачей теснейшим образом переплеталась вторая — захвата власти в стране... На 26 октября (8 ноября) в Лодзи были назначены переговоры между Российским мининдел М.И. Терещенко и правительственной делегацией Австро-Венгрии. Вена была уже не в состоянии продолжать войну и мечтала подписать сепаратный мир с Петроградом. О тайных планах австрийцев узнала немецкая разведка. Берлин тут же проинформировал своего резидента и потребовал от него срочных действий. Учитывая, что РСДРП и некоторые другие российские оппозиционеры получили от Берлина примерно 60 млн рейхсмарок (1,5 млрд долларов по нынешнему курсу), долго уговаривать Ильича не требовалось. Он и сам прекрасно понимал, в чем заключался его единственный шанс... Буквально в последний момент, за сутки до намеченного окончания войны, 25 октября 17-го года, Подвойский и Антонов-Овсеенко, с группкой вооруженных людей (забудьте про "героический штурм Зимнего", его никогда не было, это чистая мифология!) — выполнили поручение Троцкого и Ленина и арестовали министров Временного правительства. Освободившиеся места тут же заняли организаторы мятежа.
Совершив госпереворот, большевики совершили еще три тягчайших преступления против России.
Они сдали побеждавшую в войне страну проигрывавшим германцам. На следующий день после переворота, 8 ноября, был принят первый Декрет соввласти — Декрет о мире, т.е. фактически о том, что Россия сдается кайзеровской Германии. В марте 1918 года ленинцы подписали предательский Брестский мир. (Из-за того, что большевики предали Россию и ее союзников, ПМВ затянулась до ноября 1918 года. После чего война все равно закончилась победой АНТАНТы (без России) и полным поражением "центральных держав" — Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии.)
Второе преступление, о котором также внятно не сказано по сей день, — незаконный захват власти большевиками развалил русское государство, поскольку он разрушил российскую правовую систему. Переворот послужил триггером для сепаратизма. Последовавший в январе 1918 года разгон демократически избранного Учредительного собрания привел к развалу тысячелетней России. Повторю и подчеркну — распад страны начался не после Февраля, как часто пишут или намекают советско-постсоветские лжеавторы, а после катастрофы Октября!
Но вернемся в Октябрь. Страна готовилась к выборам 12 ноября, и многие не обратили особого внимания на то, что происходило в Зимнем 25 октября. Накануне захвата власти большевики разбрасывали заранее отпечатанные за рубежом листовки "мы за скорейший созыв Учредительного собрания...". И в намеченный день свободные выборы в Собрание состоялись. Ленинцы получили на них меньше четверти голосов... А потом... Только части делегатов они разрешили собраться в Таврическом дворце, и собраться не 28 ноября, как было предварительно объявлено, а 18 января 1918 года. В декабре 1917 года Дзержинский создает ВЧК. Собравшиеся делегаты РУСа объявляют декреты т.н. соввласти незаконными, в ответ большевик Бухарин заявляет о начале Гражданской войны.
Давняя мечта Владимира Ильича (и третье преступление против России) — превращение войны империалистической в войну гражданскую — воплощалась в жизнь. В ночь на 19 января 1918 года делегатов Собрания изгоняют из Таврического дворца... Сотни протестующих мирных демонстрантов в Петрограде и Москве расстреливают банды красногвардейцев и чекистов. Процесс захвата власти большевиками успешно завершен... (Вот только завершен ли? По сей день газеты временами пишут о продолжающейся у нас "холодной гражданской войне").
* * *
Прежде чем продолжить тему "1917 год", сделаю еще одно разъяснение. Как называть происходившее в Феврале и Октябре — революции или перевороты? Два важнейших понятия официальные гуманитарии, как это у них принято, постоянно смешивают и сознательно перепутывают. Из российских СМИ мы узнаем, что Евромайдан — это переворот, но и некая "цветная революция". А Октябрь — великая революция! (Слышу голоса невнимательных читателей — так ведь миллионы людей вышли на улицы! — И.Ч. Перечитайте страницы про 17-й год еще раз. А еще другие голоса — так теперь "Великого Октября" вроде бы и не было?) Для советской пропаганды до 1927 года Октябрь, как писал Ленин, был "переворотом" и иногда "революцией", а с 1927 года, с его 10-летия, Сталин объявил про Великий Октябрь, точнее — про "Великую Октябрьскую Социалистическую революцию". В последние годы официальная пропаганда и, разумеется, официальные ученые вновь радикально изменили свою позицию. Теперь оказалось, что история страны непрерывна и целостна. В такой "антикартине мира" места для революций вообще не осталось и пока не предвидится. В стране с непредсказуемым прошлым "Великого Октября" больше нет или... и не было... правда, одновременно появилась Великая Русская революция?!
Перейдем от пропаганды к независимому научному анализу. Нам опять потребуется построить определения. Повторюсь, мы сделаем то, что так не любит делать официальная "социальная наука".
Для начала заметим, что у переворота и у революции есть и общее, и различное. Оба эти феномена предполагают иногда частичный, иногда полный отказ от старых правил, норм и законов. Собственно, если все правила сохраняются, ничего и не происходит.
Идем дальше, а в чем различие? Революция — это способ разрешения накопившихся глубинных социальных противоречий, затрагивающих интересы всей страны. Победа революции — это реализация потребностей очень широкой части общества. Поэтому революция всегда отменяет старые ограничения и ведет к демократизации: к отмене цензуры, освобождению политических заключенных, к многопартийности, свободе СМИ и к свободным выборам.
А переворот — это реализация сугубо личных, эгоистических интересов узкой группы заговорщиков, которые объявляют себя выразителями "воли всего народа"... Победа переворотчиков приводит к ограничению и отмене гражданских прав, к введению цензуры, к политическим репрессиям, к запрету многопартийности и свободных выборов, к закрытию границ. Победители переворота создают пропагандистскую машину воспевающую организаторов мятежа, продукты этой "машины" становятся главной, глубинной составляющей всего информационного процесса...
Предложенные определения переворота и революции описывают процессы, происходившие в разных странах с начала ХХ века. Уточню, что революция вполне может быть бескровной, если уходящая власть сознает свою слабость и минимальную социальную ответственность. Например, "бархатная революция" в Чехословакии, "революция роз" в Грузии и т.д. — были бескровными. Февральская революция в России вызвала некоторые эксцессы из-за распоясавшихся матросов, но беспорядки удалось быстро прекратить... Переворот также может быть бескровным или почти бескровным, но утверждение и последующее удержание власти организаторами переворота всегда сопровождается насилием...
Продолжение следует...