Российские аналитики все чаще озвучивают амбициозные планы Москвы стать одним из мировых лидеров в новом технологическом цикле. С одной стороны, рассуждения о смене техно-экономического уклада звучали еще до полномасштабного вторжения России в Украину и использовались как оправдание будущей войны, пишет в своем материале Jamestown Foundation. По словам прокремлевских экспертов и пропагандистов, технологический рывок неизбежно приводит к усилению новых игроков на мировой арене и новому переделу мира, который, как и сто лет назад, может сопровождаться мировыми войнами. Исходя из этой логики, российско-украинская война также представляет собой не агрессию Кремля, а лишь неизбежный этап смены технологического цикла.

Однако в последнее время чиновники и пропагандисты все чаще используют тезис о вхождении в новый технологический цикл не только для рационализации войны, но и создания образа желаемого будущего и определения целей развития России. В частности, директор по цифровизации Росатома Екатерина Солнцева на прошедшем этой весной международном форуме "АТОМЭКСПО-2024" рассказала о планах по созданию искусственного интеллекта. Заместитель генерального директора по цифровым платформам "Инновационного Центра "КАМАЗ" Виктор Беспалов похвастался созданием "цифрового предприятия".

Бывший разведчик, а ныне член Совета по внешней и оборонной политике РФ Андрей Безруков предложил инвестировать в боевой искусственный интеллект и квантовую криптографию, заявив, что необходимость бороться за выживание способна превратить Россию в одного из лидеров следующего технологического цикла. Президент ассоциации российских ИТ-компаний "Руссофт" Валентин Макаров также утверждает, что главная задача России сейчас – не только обеспечить свой технологический суверенитет, но и выйти с его экспортом на глобальные рынки.

На первый взгляд может показаться, что Россия действительно способна на определенный технологический скачок. Пропагандистские СМИ радостно сообщают "взрывном" росте промышленности и увеличении российского промышленного экспорта за рубеж. По словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, лидирующей отраслью здесь является машиностроение, а также создание компьютерного и электронного оборудования.

Однако на практике ситуация оказывается далеко не столь радужной. Анализируя данные Министерства торговли и промышленности РФ, независимые эксперты отметили, что объем несырьевого экспорта России по сравнению с 2022 годом упал на 23% на фоне падения общего объема российского экспорта с 592,5 до 425,1 млрд долларов. Сооснователь Высшей школы экономики Игорь Липсиц отмечает, что рост российской экономики достигается только за счет роста военного производства в ущерб стагнирующему гражданскому сектору. Как следствие, экономист предсказывает высокую инфляцию, дефицит потребительских товаров и неизбежность государственного регулирования цен, как это было во времена СССР.

Что касается развития новых технологий, даже высшие российские чиновники признают, что производство в стране до сих пор зависит от западного оборудования. Еще в феврале бывший на тот момент секретарем Совета безопасности РФ Николай Патрушев пожаловался на отсутствие желания у российских компаний закупать отечественное оборудование. По его словам, "российские компании продолжают ориентироваться на покупку уже готовых иностранных товаров, используя механизм "параллельного импорта".

Действительно, независимым журналистам удалось установить, каким образом Россия продолжает закупать западные станки для производства оружия, и даже использует программное обеспечение для этих станков, минуя санкции. Для этих целей создаются фиктивные компании, которые оформляют закупку оборудования якобы в соседнюю с Россией страну. В случае, если в станки встроена система GPS-навигации, возможно найти технических специалистов, которые за большие деньги смогут отключить ее. У некоторых российских компаний даже сохранились бессрочные лицензии на западное программное обеспечение.

Что касается машиностроения, которым так хвастался Михаил Мишустин, даже российские военные аналитики отмечают, что один из первых "полностью отечественных" автомобилей, во-первых, был создан с использованием импортных наработок, а во-вторых, относится по качеству к продукции "третьего мира". "Отечественное автомобилестроение далеко в отстающих и не особенно пытается из ямы выбраться. Не умеем делать ни собственную ABS, ни системы страхующей электроники, ни подушки безопасности, ни современные легковые дизельные и бензиновые моторы, ни автоматические КПП", – сетуют авторы.

Даже в том, что касается сырьевого экспорта, эксперты предупреждают, что главный потребитель российского ископаемого топлива, Китай, параллельно развивает зеленую энергетику и производство электромобилей. При этом нефти и газа в китайском электроэнергетическом балансе практически нет. По мнению эксперта Татьяны Ланьшиной, Китай не откажется от угля в ближайшие десятилетия, однако будет стараться использовать собственное, а не импортное сырье, а значит, расширить экспорт у России не получится.

Конечно, все это не означает немедленного коллапса российской экономики. Более того, независимые эксперты отмечают, что при текущих военных расходах ее ресурса хватит на довольно долгое время. Однако ни о каком реальном промышленном росте и тем более технологическом лидерстве говорить также не приходится. Как отмечают эксперты, рост военных расходов и милитаризация экономики лишь закладывают стагнацию и деградацию российской экономики на десятилетия, и выбираться из нее с каждым годом будет все сложнее.

Ксения Кириллова

ru.krymr.com

! Орфография и стилистика автора сохранены