Судя по всему, первые контакты между новой американской администрацией и Кремлем не увенчались успехом, т.к. Кремль ожидаемо не выразил никакого интереса к идеям компромисса, продвигаемым новой командой.

Теперь Трамп, ранее полностью избегавший каких-либо негативных высказываний в сторону России, перешел к экономическим угрозам. Это безусловно радует. Как минимум можно уже исключить вариант, при котором Трамп сдает Украину и в целом американские интересы ради пиара в виде остановки боевых действий.

К началу четвертого года войны российская экономика уже очевидно разбалансирована, а введенные в последние месяцы уже ушедшей администрацией санкции в ближайшие месяцы еще более ухудшат ее состояние. Не в лучшем состоянии находится и российская армия, хотя она пока еще и продолжает наступать. Как не пытаются российские власти скрыть оба этих факта, информация об этом хорошо известна американцам.

Но все же не стоит забывать, что Трамп очень много говорит, но гораздо меньше делает. Угрозы еще предстоит претворить в жизнь. Без российской нефти в мире возникнет дефицит, а мировые цены на нее снова взлетят, потянув вновь за собой вверх и инфляцию в США, что быстро сотрет рыжий блеск с нового обитателя Белого Дома.

Указы Трампа, направленные на увеличение добычи нефти, к этому самому увеличению приведут еще очень нескоро, а на шельфе, если добыча там когда либо и начнется, то не раньше второй половины следующего десятилетия, учитывая процессы согласования и выделения аукционных участков, проведения торгов, экологических и иных согласований разведочного бурения, а затем подготовка к началу разработки месторождения, если оно будет найдено, а добыча на нем будет признана экономически целесообразной.

Единственный вариант – это договариваться с ОПЕК, и в первую очередь с монархиями залива, у которых есть свободные мощности, способные полностью заменить весь российский экспорт на мировом рынке. Ближневосточный трек в первое президентство Трампа был единственным во внешней политике, где он смог добиться ощутимого успеха.

Я уже не раз писал о том, что Саудовская Аравия, в свете замедления мирового спроса на нефть и маячащего на горизонте его снижения, заинтересована в вытеснении с мирового нефтяного рынка своих конкурентов. Поэтому здесь, безусловно, есть взаимный win-win. Помимо хороший отношений и пряников, Трамп может и вновь начать угрожать применением против ОПЕК американского антикартельного законодательства.

Однако такой подход несет для Саудовской Аравии и серьезные риски: конфликт внутри ОПЕК+ ослабит внешнеполитическую силу и роль ОПЕК, и международное влияние самой Саудовской Аравии, а главное создаст опасный прецедент по использованию такого подхода против членов картеля. Таким образом, решение Саудовской Аравии не предопределен, а наиболее вероятным будет то, что Саудовская Аравия попытается не влезать в эту историю ни на чьей стороне, сохранив нейтралитет.

Помимо этого, Западу необходимо соблюдать единство, чтобы продолжать и усиливать давление на Россию. Трамп же и его команда меньше всего ассоциируются с чем-то объединяющим. Илон Маск активно поддерживает в Европе политические силы, желающие безоговорочно снять санкции с России, а Орбан, ссылаясь на Трампа, грозит заблокировать решение о продлении санкций ЕС уже 31 января. И пока этот хаос на прекратится, Путин явно не испугается.

Алексей Тихонов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены