Согласно Айтматову, предназначенному в рабство пленнику обривали голову и надевали на нее шири — кусок шкуры с выйной части только что убитого верблюда. После этого ему связывали руки и ноги и надевали на шею колодку, чтобы он не мог коснуться головой земли; и оставляли в пустыне на несколько дней. На палящем солнце шири съеживалась, сдавливая голову и причиняя невыносимые страдания, усиливаемые жаждой. Через какое-то время жертва либо гибла, либо теряла память о прошедшей жизни и становилась идеальным рабом, лишенным собственной воли и безгранично покорным хозяину. Рабы-манкурты ценились гораздо выше обычных.
В "И дольше века длится день" рассказывается о том, как молодого кипчака Жоламана, сына Доненбая, попавшего в плен к жуаньжуанам, сделали манкуртом. Его мать Найман-Ана долго искала сына, но когда она нашла его, он ее не узнал. Более того, он убил ее по приказу своих хозяев.
В переносном смысле слово "манкурт" употребляется для обозначения человека, потерявшего связь со своими корнями, забывшего о своем родстве.